Уважаемые читатели и жители нашего славного города Михайлов и близлежащих поселений!
Задумывались ли вы когда-нибудь, проходя по улицам Данковка, Лешенка, Прудская, Щетиновка, Телятники и др., откуда появились эти названия, кто и когда впервые произнёс их? Кто жил на этом месте сотни лет назад, и какие происходили события, знаковые для города? А, может быть, когда вы сидели на берегу реки Прони, вглядываясь в водную гладь и прислушиваясь к журчащему течению, в отражении вам мерещились битвы на мечах и саблях, а также красноватые отблески крови своих и чужих, крови, питавшей когда-то эту воду и землю.
Позвольте сказать вам - очень важно, чтобы нынешнее и будущее поколения знали об истории своей земли, своей Родины. Поэтому от лица Михайловского Хуторского Казачьего Общества я начинаю цикл статей о Михайловской земле и о казаках, когда-либо проживавших на ней, чьи потомки и сейчас, вероятно, проходят мимо вас по улице или живут по соседству.
Свой рассказ я хотел бы начать с самого зарождения сёл, деревень и городов на нашей земле. История каждого их них уникальна и неповторима. Эти слова относятся и к нашему городу Михайлову. Сколько существует он, доподлинно неизвестно, как и многих городов России. Последние найденные артефакты в черте современного Михайлова датируется XI веком. Значит, наш город существовал во времена Киевской Руси. Как он назывался в то время? Мы не знаем, но тайна истории нашего города постепенно открывается. Всему свое время.
В начале XIII века по рекам Жрака (ранее Студёная), Лубянка, Проня находилось много городов-крепостей, укреплённых селений. Ныне известные: на реке Жрака - Жокинское городище, на реке Лубянка при впадении в Жраку находился город Белгород или другое его название Лубянское городище ,на реке Проне - Полтево городище, Гремячье городище, Красное городище, Проне городище, город Михайлов, Ижеславское городище и много безымянных. Они стояли на возвышенностях около рек. Время было относительно спокойное, и этим городкам не вредили маленькие междоусобицы князей. В то время Михайловская земля входила в Пронское княжество.
В 1237 году Рязанское и Пронское княжества подверглись нападению орды монголо-татарского хана Батыя. Он сжёг много городов Рязанского княжества. На нашей земле исчезли города Ижеславль, Белгород, Жокинское городище и многие другие. Михайловское городище уцелело, оно было меньше других и стояло немного подальше от реки Проня в местечке урочище Голубая гора. В те времена реки были дорогами, поэтому Батыевcкие отряды не добрались до этого места. Жители сожжёных городов, которые спаслись от убийств и полона стали собираться в Михайловском городище. В этот период в летописях упоминается г. Михайлов - 1238 год. В 70-ых и начале 80-ых годов XX столетия на въезде в Михайлов со стороны Рязани стояла стела с надписью года основания города 1238.
Об истории города Михайлова XII-XIV веков очень мало летописных данных. После Октябрьского переворота 1917 года большевики уничтожили множество церквей и вместе с ними их церковные архивы, но всё-таки можно найти скудные сведения в некоторых летописях. Михайлов упомянут в издании «Сеть дорог в восточной части Моржовского стана», где написано о древней дороге от города Михайлова до Белгорода (Лубянское городище). В смоленских летописях есть сведения о Михайлове, там указываются две даты: 1137 год и 1173 год, две последние цифры меняются местами, одна из них, возможно, является ошибкой, и теперь точную дату трудно узнать. В этой же летописи упоминается название города Лучин-Михайлов на Проне. В те времена наша земля входила в Смоленское княжество. Названия «Лучин», «Лука» будут упоминаться и дальше, прошу обратить на это внимание. Михайлов на Проне упоминается в 1380, 1392, 1394 как Западное Рязанское пограничье.
Михайловское городище, заселённое жителями разрушенных городов, стало быстро расширяться. В конце XIII века на высоком берегу реки Прони строится новое укреплённое городище в наиболее выгодном для обороны месте. Центр городища находился на территории от современного расположения монастырька до мэрии города Михайлова. Ров проходил с левой стороны здания пенсионного фонда по улице Советская (Дворянская) и выходил с правой стороны здания Статистики в Лещенский ручей. На этом месте через ручей на Голубой горе был построен мост, чтобы жители могли переходить из старого городища в новое. В настоящее время с правой стороны ручья в районе городской водокачки можно заметить присып, насыпь для моста. Так жили земляки в трудах праведных до середины XIV века, платили дань монголо-татарам и страдали от междоусобиц русских князей.
Теперь рассмотрим, что было с правой стороны реки Проня по течению в XII-XIV веках. Правую сторону реки Проня, в районе города Михайлова можно назвать Михайловская Венеция. Русло реки от подножия Кумовой горы разделялось на три основных протоки. Первая протока начиналась в районе Среднего Классона, протекала через Новый посёлок и поворачивала налево на улицу Труженица, а далее разливалась небольшим озерком, заливая площадь от Железнодорожного вокзала до стадиона «Текстильщик» и мясокомбината.
Озеро превратилось в болото. Дальше первая протока вытекала около пятиэтажного дома по ул. Тружениц на ул. 2 Пролетарский переулок, поворачивала направо на ул. Луговую, далее в конце улицы поворачивала налево, делясь на два рукава. Рукав впадал в современную Проню в районе старого русла ручья Вонючка, русло которого углубили в советское время с целью осушения оставшегося от протоки болота, в которое сбрасывались канализационные стоки Михайловского молзавода. Второй рукав протекал по огородам села Щетиновка, пересекал ул. Загородную и впадал в ручей Кобылинка около Лопухова моста. Протока номер два начиналась от Железнодорожного моста под названием Чугунный, шла по ул. 8 Марта, в начале ул. Калинина поворачивала налево, протекала по огородам улиц Заречная и Пионерская, стекала в район современного рынка, бывшего консервного завода, поворачивала направо, оставляя небольшое озеро. Далее протока поворачивала налево около Автовокзала и в начале ул. Михайловская пересекала современное русло реки Проня, протекая через ул. Уголок, впадала в реку Проня в районе ул. Кооперативный переулок, дом 24, образуя озеро на огородах улиц Школьная и Победы. Была ещё Малая протока, которая соединяла первую и вторую. Она протекала от площади Ленина, пересекала улицу Пролетарскую около аптеки «Витаминка», текла по огородам 2-го Пролетарского переулка, где соединялась с первой протокой на перекрестке Рабочего переулка и улицы Луговой. Третья протока - это современное русло реки с её многочисленными поворотами «луками».
Теперь перейдем на левую сторону реки Проня. Около перекрестка поворота на ул Зелёную перед Прудской казачьей слободой, где впадает в Проню ручей Малёвка, начинается древнее русло. Оно протекало по огородам ул. Восточной на угол ул. Зеленая и Подгорная, текла у подножия Чёрной горы около женского монастыря, колхозного сада и впадала в современное русло реки Проня в середине ул. Глинки. Сейчас там протекает маленький ручеек под названием Смолиж. Далее по ул. Глинки можно заметить сейчас старое русло Прони, как она петляет, делает повороты, луки (излучины).
В районе Малого Свистова, в наше время это место называется «Старая речка», можно увидеть старое /прежнее течение реки. Петляя по современному Михайлову, она оставляла островки суши, где и селились наши предки-земляки для защиты от внезапного нападения врага, используя естественные природные условия: высокие берега реки и болотистую местность.
До конца XIII века на Михайловской земле царило относительно спокойное время. В начале XIV века в 1312 году Золотоордынский Хан Узбек, завоёвывая новые территории, стал притеснять православных верующих и распространять религию Ислам. Больше всего досталось казакам, живущим на юге Рязанского княжества по рекам Хопёр, Великая Ворона, Медведица, Донца и Верхнего Дона. Эти места в то время объединялись под общим названием Червлёный Яр. Также и казаки из Приазовья и придонских степей стали переселяться на север, ближе к центру Православия. Для поселения они выбирали земли, похожие на их родные места. Такой и оказалась Михайловская земля.
Кто же те самые казаки-переселенцы, давайте расскажем подробнее. Существует много написанных учёных трудов о происхождении казачества. На их основании можно сделать вывод, что это остатки многих народов, проживавших на юге России в древние времена: скифы, сарматы, хазары, даже амазонки которые1 проживали в свое время в этих степях. В результате смешения разных народностей и племён образовался свободолюбивый народ (этнос) — казаки.
Середина и конец XIV века на территории Рязанского княжества и близлежащих землях ознаменовалась периодическими кровавыми татаро-монгольскими расправами: в 1365 году под предводительством Хана Тагая, в 1373 году во главе с темником Золотой орды Мамаем. Городища и селения разорялись и горели, многих наших земляков увели в полон. В 1377 году после сражения ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединённого русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича на берегу Пьяны и победы Золотой орды было разграблено Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году при битве на реке Воже русская рать под командованием Московского князя Дмитрия Донского разгромила войско Золотой Орды. Но в процессе подхода к реке Воже через Михайловские земли, будущие побежденные тоже грабили и жгли местных жителей.
В отместку за это поражение татары в том же году разорили окраины Рязанского княжества. В 1380 году под предводительством того же темника Мамая на Русь двинулась огромная орда с целью окончательно разорить и поработить, или, как сказал Мамай, казнить рабов строптивых. Шёл он, не спеша, уничтожая всё на своём пути. Через 2 года после поражения Мамая на Куликовом поле в 1382 году явился новый грабитель - золотоордынский Хан Тохтамыш. Огнём и мечом он прошёл по всему Рязанскому княжеству до самой Москвы, а потом и Москву сжёг. Возвращаясь в орду, по дороге он уводил людей в рабство. Русь пыталась сбросить с себя ордынскую зависимость, а Рязанское княжество больше всех истекало кровью и подвергалось разорению. И последний контрольный выстрел по Донскому и Южному Рязанскому казачеству сделал в 1395 году Великий Полководец, гроза всего Востока — Тимур Тамерлан (Железный хромец). Он прошёл весь юг современной России, сжёг города Елец и Азов, стер с лица земли всё живущее там население. Дальше в глубь Руси Тамерлан не пошел по простой причине: его ждала безлюдная сожжённая пустыня, где невозможно было прокормить огромную армию. Кроме того в Рязанском и Московском княжествах ещё не закончилась эпидемия чумы.
В летописях есть записи дьякона Игнатия, который сопровождал Митрополита Пимена из Коломны в Царьград (Константинополь) в 1389 году: «Из Коломны по Оке мы плыли до Переяславля-Рязанского, встретил нас сам Великий князь Олег Иванович Рязанский. Он дал нам в охрану дружинников и хорошие струги (лодки), приказал своим людям проводить нас до верховья реки Дон. Из Переяславля-Рязанского мы вышли в Фомино воскресенье, на второй день пути пришли к Урочищу Михайлов (Кир Михайлов). Так называется место, на котором прежде был город. Всё вокруг было сожжено и запущено. Здесь прощались с нами сопровождавшие нас архимандриты, игумены, священники, иноки и бояре князя Олега Ивановича Рязанского. В четверг мы достигли реки Дон. От его верховья мы плыли до Азова и на своём пути сначала видели только развалины городков, а далее всё остальное пространство в большей части «была пустыня зело».
Действительно, после многочисленных набегов татар на Рязанское княжество южные окраины княжества превратились в сплошную степную пустыню, покрытую могилами. В те далёкие времена возникла на Рязанской земле поговорка: «Что ни год, то на Рязани рать, что ни 5 лет - то нашествие».
Есть ещё одно упоминание в летописи. Посол Ивана III Московского Марко Толмач (Марк РУФ), ехавший рекой Дон в Азов и обратно сухим путем до Рязани, писал, что «на Дону кроме земли да неба они ничего не видели». До такого состояния в конце XIV и начале XV века была доведена Донская земля и юг Рязанского княжества. В летописях это место стало именоваться «полем», «диким полем», полем кровавых битв, отваги и молодечества. На Михайловской земле стали селиться казаки с рек Дон, Хопра, Медведица, Великая Ворона, а также с юга Рязанского княжества, которые уцелели после татарского геноцида. На Проне около городища Михайлов между многочисленных проток (старых русел) казаки строили свои жилища. Казацкие поселения находились большей частью на островках, недоступных для внезапного нападения. Селения (куреня) обносились тыном и земляным валом. Такие поселения находились: на ул. Михайловская (Подьячья, Старая лука), в конце ул. Московская (Стрелецко-Московская слобода); сильно защищенные поселения: на ул. Уголок (Лучин), ул. Фабричная (Новая Лука - Щетиненская Казачья слобода), в конце ул. Щетиновка, где ручей Кобылинка впадает в Проню. Здесь стоял большой укреплённый казачий острог. Первая протока реки в этом месте делилась на два рукава, между этих рукавов, рекой Проней с востока и ручьем Кобылинкой с юга образовался остров. Вдоль ручья Кобылинка на её крутых берегах со стороны поселения в берег вбивались заостренные колья для защиты от конницы. Эти колья назывались «кобылки». Вероятно, что благодаря этому ручей Кобылинка и получил свое название. В щите русского воина делали в углу выемку для стрельбы из лука, эта выемка тоже называлась «кобылка». В этом месте в Кобылинку впадал ручей под названием Бурчало, его русло можно и сейчас увидеть около Лопухова моста. Он тоже создавал дополнительные препятствия для врагов. Казаки выставляли дозоры на высоких местах. Также они на болотах и протоках делали хитроумные казачьи ловушки и западни. Татары обычно приходили к Михайлову со стороны Данкова и Тулы Олёшинского бугра они могли рассмотреть Михайлов, который стоял на левом высоком берегу Прони. Но татарам не бросались в глаза казачьи куреня в зарослях вётел, которые в те времена лесами росли вокруг Прони. Малые татарские отряды или другие разбойные люди не могли справиться с казаками. Крупные орды обходили топкие места стороной. Михайловцам хватало этого времени, чтобы организовать оборону или спрятаться. Село Щетиновка (Новая лука) находилось на Данковской дороге, которая переходила в Изюмский Шляхт. Поэтому шляхту из Приозовья и Крыма приходили татары грабить, жечь, уводить людей в рабство. Так выживали в то время в XIII-XV веках наши земляки — казаки. Они занимались скотоводством и рыбоводством, прудили пруды на протоках, соединяли их искусственными каналами, тем самым делая два дела одновременно: создавая дополнительную защиту своего жилища и города, а также выращивая в этих прудах рыбу. Казаки не занимались земледелием, зачем сеять зерно весной, если не знаешь, кто уберет его осенью. Такие были времена. Загоны для скота на зиму казаки делали на сухих местах за протоками и ручьями, они назывались «базы». Такие базы были и в Щетиненской казачьей слободе (Новая Лука). За ручьем Кобылинка в начале ул. Телятники располагались зимовые базы скота, о чём говорит большой древний культурный слой. Позже около этой зимовой базы появилось поселение, и назвали его естественно Теляти (Телятники). С левой стороны Прони на бугру, где сейчас стоит Прудская церковь, организовалось другое поселение. Оно называлось Верхняя Лука (Прудская казачья слобода). Место, где сейчас располагается село Низок, называлось Нижняя Лука (Подгорная Прудская нижняя слобода). Эти поселения со всех сторон были окружены водой. Верхняя Лука расположилась вдоль Пронской дороги. За ул. Зелёная (Выгоная) на старой протоке было много прудов, за ними следили, несли службу казаки. В месте современного расположения ул. Уголок находилось ещё одно поселение, которое можно считать исходной исторической точкой города Михайлов. Это было самая защищённая местность, охраняемая тройным кольцом проток, крутыми берегами и малой заметностью. Городище находилось на большой излучине (Луке) и называлось соответственно Лучин, а в более позднее время Исканец. В этом месте выживали наши предки после многочисленных нашествий, отсюда начиналось очередное восстановление сожженного Михайлова. В то время город могли называть Лучин или Михайлов-Лучин.
Название «Исканец» появилось гораздо позже от слова «искать», поселение находилось около школы №3. От этого названия стала именоваться Исканская слобода, её современное название - Подгорная улица (Плакучая) и Исканский лес недалеко от Большого Свистова.
Что же находилось в эти времена на левом берегу реки Проня. В XIV-XV веках Михайловское городище неоднократно сжигалось, разорялось, но всегда восстанавливалось. Возрожденное городище в разные времена могло именоваться в летописях по-разному: Михайлов Лучин, Михайлово поле, Кир Михайлов, Лучин, Красный (по названию места, где находилось городище Красный бугор). В городе всегда восстанавливали церковь и освещали её в честь Архангела Михаила. В конце XV века старое городище перестало соответствовать фортификационным требованиям того времени. Новую крепость стали строить рядом со старой, на Красном бугре. Цитадель находилась выше старой, и самое главное - внутри крепости оказались два родника, водой из которых пользовались во время осады. Даже в наше время можно увидеть остатки этих родников: это благоустроенный родник у подножия Соборной горы, он в те времена выходил наружу выше, а остатки второго родника можно сейчас заметить на перекрестке около Грузового моста по ул. Зарубина (Рыбная набережная), его засыпали при строительстве Мемориала павшим воинам. В XVIII веке на плане строительства города Михайлова, утверждённом Екатериной II нанесены эти два родника. Валы и рвы Нового города проходили по территории школы-интерната, по огородам ул. Больничная (Мещанская) соединялись со старым валом в районе ул. Советская (Дворянская). Старая крепость превратилась в посад по Зарайской дороге, а вторая часть была отдана под Мужской монастырь. Сейчас это место называется Монастырёк. В конце XV начале XVI века на левой стороне Прони появляются слободы и посады: Стрелецкие, Пушкарские, Плотницкие. Казачьи.
По Зарайской дороге отстраивается Лещенская казачья слобода. Рязанское княжество в 1520 году полностью теряет свою независимость и переходит под юрисдикцию Москвы. На Михайловской земле становится относительно спокойнее, люди стали селиться на высоком берегу реки Прони, на сухих высоких местах. Московское правительство в начале XVI века начинает строить Волжскую Засечную черту. Наш Михайлов входит в верхнюю засеку, которая охватывает города и села: Тула, Венёв, Епифань, Гремячее, Михайлов, Печерники, Пронск. Нижняя засека - это Скопин, Ряжск, Сапожок и Шацк. Верхняя засека подвергалась нападению в основном крымских татар, а Нижняя засечная черта — казанских и ногайских татар.Теперь разберёмся, кто же из испокон веков проживал на Михайловской земле: это Вятичи, Радимичи, Мещёра, а с XI века под общем названием - Рязанцы. В то же время в Рязанских летописях стали появляться сведения о предприимчивом, хорошо вооружённом и обученном военному делу и мореплаванию народе «бродники». Это этническое смешанное население побережья Азовского моря, Нижнего Дона и Днестра. По одной из версии название «бродники» произошло от слова «бродить — скитаться». Они были христианами, сопровождали и охраняли торговые караваны за плату. Они также были хорошими мореплавателями, ходили по Черному морю и грабили Причерноморские города. Таким образом, у бродников закладывались казачья удаль, профессионализм и свободолюбие. В 1223 году на реке Калке при битве между монголо-татарами и объединенным Русско-половецким войском бродники сражались на стороне монголо-татар и принесли им сокрушительную победу. В XII - XIII веках бродники проживали осёдло на Нижнем и Верхнем Дону, Хопре, Медведице. В 1312 году Золотая Орда делает мусульманство своей официальной религией. Толерантность к христианам прекратилась. Население другой веры стало притесняться, истребляться. Также 1355 году Тамерлан окончательно зачистил Донские земли. Уцелевшие бродники-казаки с Нижнего Дона переселились на запад в польские земли, а также на острова Днепра, основав там Запорожскую Сечь. С Верхнего Дона - стали селиться поближе к Рязани на Михайловских, Венёвских, Сапожковских и Пронских землях.
Казаки с Верхнего Дона, с Червлёного Яра назывались «чиги», а с Нижнего Дона - «тумы», что переводится, как «приблудившиеся или полукровные». Даже в XVIII веке различие между верховыми и низовыми казаками были заметны в говоре и одежде. Например, у чигов лапти были обычной обувью, у низовых тумов была даже присказка: «Чига лыко драла, чиго лапти плела». А также наряду со скотоводством чиги заводили пашню, что было не характерно для тумов, низовых казаков. Довольно долгий промежуток времени чиги не имели отношения с тумами.
Казаки с Червлённого яра и с Верхнего Дона, чиги стали селиться вокруг города Михайлова на реке Проне и её протоках (старых руслах). Забегая вперед, хотелось бы сказать, что чиги и тумы встретились 1618 году под стенами нашего славного города. Тумы под предводительством Гетмана Сагайдачного потерпели поражение, и ушли от стен нашего города с позором, оставив за собой более тысячи человек убитыми и раненными.
В конце XII века на Новгородской земле появляется народ под названием «повольники» или «ушкуйники». Они хорошо знали торговое дело и принадлежали к военной касте. Они основали на реке Вятка город Хлынов, который потом переименовали в город Вятка. Оттуда они предпринимали свои торговые путешествия или военные набеги вниз по Волге. В 1361 году они проникли в столицу Золотой орды Новый Сарай, а в 1364-65 годах - за Уральский хребет на берега реки Обь. Их отряды назывались «ватагами», а предводителями этих ватаг именовались «ватманами», а впоследствии «атаманами». Основанные ушкуйниками общины по примеру Новгорода управлялись «вечем», то есть по-казачьему «кругом», где каждый казак имел равный голос.
После разгрома города Хлынова Московским князем Иваном III в 1489 году большая часть его казаков, жаждущих свободы и независимости ушла на Волгу и в Рязанское княжество подальше от власти Москвы и поселилась по пограничным городам на краю Дикого поля. Так к Михайлову пришли Северские казаки — ушкуйники.
«Ушкуем» на севере Руси называли медведя, а «ушкуйниками» — охотников на медведя. Другая версия происхождения этого названия: лодки, на которых они совершали свои разбойные походы именовались «ушкуями».
Таким образом, на Михайловской земле объединились Рязанские и Северские казаки, и их две культуры, дополнив и обогатив себя в повседневном укладе казачьей жизни; в архитектуре церквей и часовен, народной орнаментации; нравах, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, правлением «кругом», говоре и прочим. Говор Рязанской глубинки сходен с Донским, особенно у жителей 1-го и 2-го Донских округов, а также с Новгородским говором, особенно у коренных древних поселений.
Приведу небольшой пример таких слов:
«ишшо», «ишшобы», «што» - что, «пишша» - пища, «одёжа», «надёжа» - надежда, «дож» - дождь, «хрешение» -крещение, «дохтур», «скусно» - вкусно, «свиток» - цветок, «сумневаться», «сусед», «укунуться», «анагдась», «глыбоко», «быдло», «кружовник», «ослобонить», «антиллерия», «дака» -дай-ка, «ухи», «слухать», «верьх» и «верьхи» - верхом, «женьшина», «ужасть», «скупердяй», «панафида» - панихида, «лясы точить», «ну те кляду», «исть» - есть, «сивер».
Северские казаки внесли в казачество такие названия, как: «атаман», «стан», «ватага»,«ильмень» - большое чистое озеро. Язык деловых бумаг Михайловских казаков, а также Пронских, Сапожковских и других чище Московского и отличался от последнего как чистотой, так и образностью выражений.
Теперь надо рассказать о слободах, где жили казаки, стрельцы, пушкари, ямщики, плотники и другие служивые и неслуживые люди. Слободой назывались различные поселения в Русском государстве с XI по XVII века, население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну, в том числе около городов-крепостей, таких как наш Михайлов.
Самые известные слободы: Стрелецкие, Казачьи, Пушкарские, Монастырские, Ямские.
1.Старая лука - Казачья слобода: Подьячья улица (современная Михайловская улица), часть 2-й Троицкой улицы (современная Коммунистическая улица);
2.Новая лука - Казачья Слобода: современная улица Фабричная село Щетиновка;
3.Верхняя лука - Казачья Слобода (Рождественская слобода): от поворота на Зеленую улицу до Прудской церкви. В дальнейшем казаки из Рождественской слободы переселились в район современного села Ижеславль с названием Новорождественское село. Современное село Прудское
4.Нижняя лука - Казачья Слобода: Нижняя Прудская (современная село Низок);
5.Лещенская Казачья Слобода: современная улица Лещенка;
6.Козловская Казачья Слобода: современная улица Козловка;
7.Луговая Казачья Слобода: современная Луговая улица;
8.Арефевская Казачья Слобода: современная улица Козловский тупик, часть улица Ендова. В дальнейшем казаки из Арефевской Слободы переселились на ручей Виленка и организовали село Виленка.
9.Черкасская Казачья Слобода: часть Право-Набережной улицы, часть Береговой улицы (современная улица Карла Маркса). Эту слободу основали в 1638 году казаки, которые пришли из-под города Черкасска.Не казачьи слободы:
10.Акинская Слобода - современная улица Кузнечная;
11.Береговая Слобода - современная улица Береговая;
12.Исканская Слобода - улица Плакучая (современная Подгорная улица);
13.Городецкая Слобода (Зарайская) известна с 1613 года : часть Почтовой улицы (современная улица Пронская);
14.Мухинская Слобода - часть современной улицы Победы;
15.Набережная Слобода - Пожарная улица (современная улица Победы);
16.Право-Набережная Слобода - современная улица Красной Армии;
17.Пашинская Слобода - современная часть ул. Лещенка, переехала в село Новопанское в 1795 году;
18.Подгородская Слобода - Рыбная набережная охватывала современную улицу Заруцкого, улицу Садовая, ул. Нижне-Зарайская. Слобода переселилась в село Новопанское и Лобановские Выселки в 1785 году;
19.Пятницкая слобода начиналась от Пятницких ворот крепости, в наше время от Краеведческого музей до Ветеринарной станции;
20.Стрелецкая Слобода, Стрелецко-Спасская Слобода, Спасская Слобода: Старопашинская улица, улица Кооперативная (современная улица Мерзлова) на ручье Малявка у реки Проня.
21.Уголодская Слобода - поселение Лучин: часть около школы №3 «Исканец», колхоз «Пролетарский“ (современная улица Уголок);
22.Монастырьковская Слобода - около Рождественской церкви «Монастырёк», часть улицы Советская;
23.Покровская Слобода — нет информации;
24.Рождественская Слобода - часть современной улицы Прудская;
25.Плотнинская Слобода - колхоз «Согласие» (современная улица Воеводина);
26.Затинная Слобода известна с 1626 года - часть улицы Строителей;
27.Охотная Слобода, известная с 1573 года как Ямская Слобода, включала в себя часть ул. Дворянская (современная улица Советская), современную территорию Колледжа им. Мерзлова;
28.Стрелецко-Загрядская слобода, Зарецкая или Стрелецкая Слобода - улица Красная (современная улица Голикова), от автостанции по берегу реки до улицы Фабричная;
29.Чёрная слобода, Чернопосадская в 1620 году была известна на ручье Малёвка, улица Рогожева (современная Восточная улица);
30.Ямская слобода начиналась от ул. Дворянская (современная ул. Советская), ул. Мещанская (современная ул. Больничная), на территории Колледжа им. А. Мерзлова;
31.Мясницкая Слобода, Мясная слобода - в районе старого базара (современная площадь Труда)
32.Пушкарская Слобода - улица Таганка, улица Пушкарики (современная улица Зайцева), улица Подгорный переулок;
Все слободы очень сложно точно привязать к местонахождению современных улиц, но примерное расположение указать можно.
В XVIII веке город Михайлов стал застраиваться по градостроительному плану, утвержденному самой Екатерины II Великой. По этому плану старые слободы постепенно перестраивались, смещались, раздвигались относительно своего старого месторасположения, некоторые слободы прекращали свое существование. У больших слобод всегда была своя деревянная церковь. В XVIII веке жители таких слобод стали переселяться на свои земли, которые находились на большом расстоянии от Михайлова, забирали с собой свои деревянные церкви. Таким образом образовались поселения: село Виленки, село Новопанское, Стублё, Лобанки, Серебрянь, Пушкари, Стрельцы, Рачатники, село Новорождественское (Ижеславль) и другие. Они уходили на новые места, оставляя обжитую землю и родные могилы.
Где же хоронили казаки и другие михайловцы своих близких? Согласно исторической справки до монгольского периода X- XI веков существовали погребальные обряды под курганскими насыпями. В XI - XII веках начинают зарождаться и развиваться грунтовые кладбища. До XIV столетия церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ. Но с увеличением числа городских жителей их стало недостаточно. Вследствие чего стали устраивать кладбища недалеко от церквей. В XVII и особенного XVIII столетиях, исходя из соображений санитарного устройства, правительство стало запрещать погребение умерших при церквях. В XIX столетии установился принцип не допускающий устройства кладбищ внутри города и даже селений. Самое древнее курганное кладбище находилось около поселка Юбилейный на огородах улицы Данковка. Пять курганов располагались на высоком берегу ручья Кобылинка. Но при строительстве железной дороги в 1898 году почти все они были разрушены. Старинное кладбище было у Спаса (современная улица Мерзлова), в 1654-55 годах во время эпидемии чумы оно было переполнено. В начале XVII века его перенесли на Чёрную гору. Еще старое кладбище находилось на перекрестке улицы Луговой и Козловки, и его называли - Старо Зарайское кладбище. В начале XIX века на нём ещё хоронили. Монастырьковское кладбище на улице Советская около церкви Рождества Христова - здесь хоронили священников, монахов, богатых и выдающихся горожан, был элитный пантеон. Древнее казачье кладбище XVI - XVII веков было в Прудской казачьей слободе около церкви, где сейчас находится МРО ГАИ. В начале XVIII века его закрыли, и стали хоронить на бугре за улицей Глинки. Очень старое кладбище было на Старой Луке, около церкви Архангела Михаила (современная улица Михайловская и Коммунистическая). Церковь перенесли на Новую Луку (современная Щетиновка), а с середины XVII века на нём уже не хоронили.
Запорожско-польских агрессоров гетмана Сагайдачного, которые погибли под стенами нашей -крепости, более 1000 убитых и умерших от ран похоронили на правом берегу реки Прони в районе улицы Карла Маркса. Через 20 лет царь Алексей Михайлович Романов разрешил запорожским казакам селиться в Михайлове, звали их «черкассами» по имени города Черкасск, откуда они пришли. Казаки организовали Черкасскую слободу и рядом с захоронением своих обманутых соплеменников поставили церковь, в народе она называлась Черкасская.
Ровесница всем этим кладбищам и ныне действующее, правда сильно сокращенное, Плотницкое кладбище (современная улица Рязанская) — Плотницкая слобода.
После многих эпидемий городские погосты были сильно переполнены.
17 ноября 1771 года распоряжением сената были запрещены погребения при церквях. Отныне для этих целей надо было создавать кладбища за городской чертой. В это время появляются кладбища: на Черной горе, Козловское, Глиненское, Щетиненское. Щетиненский погост сильно сократили в 1898 году, по кладбищу прошла железная дорога, и построили железнодорожную станцию. Более подробно о Михайловских погостах будет рассказано в отдельной статье.
Таким образом мы завершаем рассказ о зарождении Михайловского казачества и истоках их появления на берегах реки Прони.
В следующих статьях более подробно будут раскрыты следующие темы:
1. Михайловская крепость, её подземные ходы и церкви;
2. Казачья регистровая служба её истоки и история на Михайловской земле ;
3. Эпидемия чумы и других болезней в городе Михайлове ;
4. Героическая оборона г. Михайлова от гетмана Сагайдачного;
5. Михайловские казаки и освоение новых земель (Дикое поле, Донские и Волжские степи, Урал, Кавказ, Сибирь, Аляска, Калифорния — Форт Росс);
6. Михайловские казачьи фамилии. Поход Щетиненских казаков в Кабарду;
7 Героическая. борьба Михайловких казаков против крымских татар на Большой засечной черте;
8. Клады в Щетиненской казачьей слободе.
9. Рассказ отом как татары Проню под Михайловом прямили.